Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Основные параметры площадки
Базовые требования к местам приземления винтокрылых летательных аппаратов прописаны в Приказе Минтранспорта № 69 от 04.03.2011 и своде правил СНиП 32-03-96. Допускается обустройство летного поля на площадке с грунтом, уплотненным на глубину 30 см. На песках, суглинках показатель плотности должен соответствовать нормативам на глубине до 1 м. Разрешается высота уклона поверхности в пределах 4%.
Оптимальный вариант — жесткое монолитное покрытие из бетона марки, которая отвечает критериям морозостойкости региона эксплуатации аэродрома по ГОСТ 26633. Толщина слоя не менее 16 см. Для армированных бетонных изделий — 30 см. Допускается обустройство на не жестких многослойных основаниях из щебня, гравия, минеральных материалов с обязательной обработкой неорганической вяжущей субстанцией по типу битума.
Правила эксплуатации вертолетов предусматривают возможность расположения площадки на плоских крышах зданий, на земле и сооружениях на воде. Для всех категорий летных полей обязательное наличие трех зон:
-
Приземления и отрыва (TLOF). Представляет собой круг с буквой Н по центру для посадочных мест общего назначения и крест с Н — для медицинских учреждений.
-
Конечного захода на посадку и взлет (FATO). Квадрат или прямоугольник вокруг TLOF.
-
Безопасности. Внешний квадратный или прямоугольный контур за пределами FATO.
Размеры зон рассчитывают исходя из технических параметров принимаемых летательных аппаратов. Разметка вертолетной площадки для обслуживания аппаратов с предельной взлетной массой свыше 3.1 т делается с TLOF равным длине винтокрыла с вращающимися лопастями. Для машин со взлетным весом менее 3.1 т установлен размер в 0.83 от длины самого крупного геликоптера, который планируют принимать. По периметру границы зоны безопасности обустраивают дренаж. Это может быть водоотводная канава или сеть дождеприемных колодцев.
Поперечная линия буквы Н располагается под углом 90° к удобному направлению финального этапа посадки. Габариты опознавательной маркировки должны быть высотой не меньше 1 метра по горизонтали. Рекомендованная ширина полос для прорисовки границ зон и буквы Н составляет 0.3 м. Такой же ширины рисуют полосы остальных контуров.
Внешнюю границу зоны безопасности располагают в двух габаритах аппарата от центральной оси буквы Н. Вся зона занимает участок не менее 45 м в поперечном сечении. Например, место посадки Ми-8 охватит квадрат размером 50˟50 м. Для Ми-26 уже понадобится участок 80˟50 м.
Специальная разметка вертолетной площадки обязательна для аэродромов, которые принимают и обслуживают винтокрылые машины 30 и более календарных дней в году. Правила едины для авиационных плацдармов, расположенных на земле и акватории.
Маркировка вертолетной площадки в цвете
Материалы для обустройства воздушной гавани подбираются под покрытие и направление деятельности аэродрома. Краска для вертолетной площадки должна быть хорошо различимой, поэтому контрастной для основного фона местности расположения аэродрома.
Разметка вертолетной площадки на вертодромах общего назначения выполняется белым и желтым цветом. С их помощью прорисовывают границы зон, специальные обозначения и навигационные знаки. Краска для нанесения разметки белого и красного цветов применяется для оборудования аэродромов при медицинских учреждениях. Оранжевый рекомендован для выделения ветроуказателей, сигнальных конусов или флажков, а также базовых границ зон на снегу или площадок в хвойном лесу.
Требования к краске
Краска для вертолетной площадки подбирается по СП 121.13330.2019 по следующим критериям:
-
Коэффициент яркости. Идеально — светоотражающие материалы, которые видны даже в темное время суток. Подходящие краски представлены в каталоге компании «Софмикс».
-
Вязкость. Условная вязкость по вискозиметру в диапазоне 90—130.
-
Толщина наносимого слоя. До 1 мм.
-
Адгезия материала с покрытием аэродрома.
-
Износостойкость, хрупкость застывшего слоя. Краска должна оставаться заметной на протяжении не менее месяца активной эксплуатации площадки — минимального по правилам срока использования обустроенного вертодрома в году.
Ранее наиболее подходящим материалом считались эпоксидная или нитроцеллюлозная эмали. Такая краска токсична, отличается колоссальным расходом и плохой укрывитостью. Кроме того, эмальная разметка вертолетной площадки быстро крошится, сложно удаляется и не подходит для целого спектра покрытий, таких как трава или открытый грунт.
На смену эмалям пришла аэрозольная разметочная краска. Она характеризуется отменной укрывистостью, высоким коэффициентом яркости, надежной адгезией с любыми видами покрытий (бетон, резиновая крошка, грунт). Отдельно стоит выделить мизерный расход: 1 л аэрозоля достаточно для нанесения 10 м полоски шириной 300 мм. Баллон легкий. Все работы по зонированию способен выполнить один человек. Для четких линий рекомендуется использование трафарета, а для удобства нанесения — ручную тележку.
Решения для разметки по типу аэродромного покрытия:
-
Бетон. Белые и желтые составы линейки TRAFFIC MARKER по ГОСТ 12801.
-
Грунт. По грунту применяется белая аэрозольная разметка TRAFFIC MARKER.
-
Трава. Подойдет TRAFFIC MARKER белая.
-
Снег. Рекомендованы контрастные цвета: красный, оранжевый, зеленый.
Материалы всех видов успешно выдерживают механические, термические деформации. Нанесенный слой высыхает за 5 минут при плюсовой температуре окружающей среды. Также предусмотрены финишные лаки, демаркираторы для коррекции нанесенного покрытия.
Заказать материалы и оборудование для разметки вертолетных площадок можно у производителя промышленной маркировки «Софмикс». Магазин компании расположен в Москве. Продукция под заказ изготавливается за 5 рабочих дней. Товары из наличия отгружаются в день зачисления оплаты на счет компании. Детали заказа уточняйте по контактному номеру телефона.