Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Цель проекта – повысить качество товаров, уменьшить объем нелегальной продукции и число подделок этого экологичного вида транспорта.
Что подлежит маркировке
Согласно новым правилам, требования по обязательному маркированию будут применяться к следующим видам ТС:
-
модели с установленными вспомогательными электрическими двигателями (в том числе с коляской);
-
велосипедные рамы;
-
стандартные велосипеды двухколесного и трехколесного типа;
-
трехколесные велосипеды, в том числе используемые для перевозки грузов.
Требования распространятся на всех участников оборота – производителей и поставщиков этих товаров. Закон применим как к отечественным, так и к импортированным велосипедам и рамам, которые предназначены для продажи на территории РФ.
Тоже правило касается и пунктов продаж. Под него попадают все типы магазинов: офлайн, интернет-площадки, крупные маркетплейсы.
Для чего нужна маркировка велосипедов
Маркировка поможет идентифицировать конкретный велосипед, например, в случае его кражи или потери, позволит проследить историю владения и перемещений ТС.
Обязательная маркировка велосипедов установит единые стандарты качества продукции, а также поможет бороться с контрафактными товарами, способствуя легальной торговле.
Введение данной меры также позволит уменьшить число аварий, связанных с неисправным или некачественным оборудованием велосипедов.
Сроки
Все начинается с регистрации в системе «Честный знак» (ЧЗ). «Честный знак» – это национальная система цифровой идентификации, которая используется в борьбе с контрафактом. Она обеспечивает прозрачность производства и продаж товаров, а также позволяет производить глубокий анализ рынка. Подключиться можно уже сейчас, не дожидаясь срока, обозначенного в Постановлении.
Эксперимент по маркированию велопродукции проходил в России в 2019-2020 года. В нем участвовали крупнейшие производители и ритейлеры: Велобалт (Калининград), СпортМастер, Forward (Пермь), Веломоторс (Москва). Именно его успех подтвердил необходимость маркирования.
Согласно закону, продажа немаркированной продукции допускается, только при условии, что она произведена (ввезена в РФ) до 01.09.24 года. Причем разрешение на оборот немаркированных ТС действует только до 01.03.2025 года. До этого момента участники рынка обязаны либо распродать все немаркированные товары, либо зарегистрировать в системе остатки. В ином случае последние придется уничтожить.
С 1 марта следующего года производители и импортеры обязаны перейти на электронную систему документооборота. То есть отгрузка, приемка, продажа все – действия с товарами, подпадающими под маркировку, должны отображаться в системе. При розничной продаже маркировочный код сканируется на кассе и отображается в чеке.
Что касается импортеров, то они смогут ввозить в РФ немаркированную продукцию только до 01.11.25 года. При этом они обязаны доказать, что товары были закуплены или произведены до 01.09.2024 года. После ввоза в страну все товары подлежат обязательной маркировке до 01.01. 2025 года.
Все произведенные после 1 сентября товары должны быть промаркированы в течение недели после выпуска или ввоза. Исключение делается только для организаций, расположенных в труднодоступных районах. Специально для них срок регистрации в системе продлевается до одного месяца.
Проверить достоверность маркировочного кода можно через приложение «Честный знак». Сделать это могут как продавцы, так и покупатели.
О коде
Идентификация будет производиться через код в формате Data Matrix. Это двухмерный графический код, хранящий информацию о дате и месте выпуска и продаже товара, движении продукции.
Чтобы считать информационный код, необходимо использовать специальное средство (сканер) или программное обеспечение, которое способно декодировать и интерпретировать закодированные данные.
Формат Data Matrix в сравнении с линейными штрих-кодами и QR-кодами, имеет большую емкость для хранения данных и при этом остается весьма компактным.
Нанести код можно на любой участок велотовара: раму, руль, подседельную трубу. На шины или колеса идентификаторы наносятся редко, так как их легко удалить с поверхности этих комплектующих. Рекомендуется также продублировать код на упаковке, чтобы упростить и ускорить логистику продукции.
С учетом НДС стоимость одного идентификатора ориентировочно составит 60 копеек. За отсутствие маркировки придется заплатить штраф – до 300 тысяч рублей. Если речь идет о торговле нелегальной продукцией (без кодов) крупными партиями, то возможно лишение свободы на срок до 6 лет. Такое же наказание предусмотрено и при подделке информационных кодов.
Как это работает
Процесс обязательной маркировки велосипедов включает в себя следующие этапы:
-
Производитель, поставщик или импортер должен заказать в системе «Честный знак» коды и нанести их на все велотовары, попадающие под требования распоряжения российского правительства.
-
После нанесения идентификаторов информация о вводе велотовара в оборот передается в «ЧЗ».
-
В случае производителя он готовит для поставщика документацию (УПД), в которой указывает все маркировочные коды.
-
Поставщик, принимая партию, передает данные об этом в «Честный знак» (электронно).
-
Тот же процесс повторяется при передаче поставщиком товаров в розницу (УПД от поставщика – розничному пункту продаж, сведения о приемке от магазина – в «ЧЗ»).
-
При продаже кассир сканирует код, данные о продаже поступают в системы и товар автоматически убирается из оборота.
При возврате и сохранении обозначения кода на велосипеде или раме можно вернуть товар в оборот. Для этого необходимо предоставить системе все данные о возврате. В случае отсутствия идентификатора товар можно перемаркировать и снова ввести в оборот. Это входит в обязанности продавца.
Этикетки – неотъемлемая часть упаковки и брендинга.