Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Что означает маркировка рыбы в настоящее время?
Законодательное регулирование направлено на предоставление потребителю свободного доступа к полным сведениям о приобретаемом товаре. В рамках исполнения требования маркировка рыбы по действующему стандарту должна включать:
-
Полную информацию об изготовителе / импортере. Обязательно указывают наименование предприятия, страну и адрес локации производства, приема претензий.
-
Торговое название, биологический вид, категорию, аквакультуру, сорт, технические регламенты, форму выпуска, готовность к употреблению и способы обработки рыбной продукции. Прописывают свежесть (живая, охлажденная, мороженная). При наличии — методы обработки (филирование, вяленье, засолка, холодное или горячее копчение).
-
Вес брутто и нетто.
-
Исчерпывающий состав. Приводят пищевую, энергетическую ценность рыбной продукции. В заморозке указывают состав глазури. Также прописывают специфические добавки, если продукт солили, вялили или коптили.
-
Дату выпуска, условия, срок хранения в заводской упаковке и после вскрытия.
-
Линейный штрих-код, Единый знак соответствия ЕАС (ТС).
Требования к остальным сведениям прописаны под конкретную продукцию. По ГОСТ на товарах для детского питания указывают допустимый возраст потребителя. Маркировка рыбы семейства осетровых должна содержать сведения о нересте — для консервов, включая икру, а на упаковках живой, свежемороженной продукции обязательно указывают на необходимость потрошения с удалением сфинктера.
К методам нанесения маркировки законодательство выдвигает лишь несколько требований. Обозначения должны быть безопасны, устойчивы к перепадам температур и влажности, а также хорошо считываться покупателем и средствами цифровой прослеживаемости товаров (сканерами штрих-кодов). Этим условиям удовлетворяют самоклеящиеся этикетки, технологии флексо-, каплеструйной печати на упаковке. С методами маркирования рыбной продукции можно ознакомиться здесь.
Что изменится с расширением сферы действия «Честного ЗНАКа»?
Минпромторг планирует с 01.04.2022 по 28.02.2023 запустить эксперимент по маркировке в системе цифрового учета «Честный ЗНАК» упакованной рыбы и продуктов из нее. С учетом формулировок проекта действие нововведения может распространиться на следующие категории товаров в производственной фасовке:
-
Консервированная рыба
-
Снеки, копчености
-
Готовая к употреблению нарезка соленой рыбы
-
Мороженные полуфабрикаты (котлеты, палочки, равиоли и пироги с морепродуктами)
-
Замороженное филе, стейки, целые или выпотрошенные тушки
Без маркировки Data Matrix кодами от «Честного ЗНАКа» пока можно будет продавать живую, охлажденную рыбу, морских и пресноводных беспозвоночных, ракообразных при условии, что товар отгружается конечному потребителю и не используется в качестве сырья для выпуска других продуктов на продажу.
Такими мерами Минпромторг намерен обеспечить полную прозрачность оборота рынка рыбы, должный уровень качества и безопасности товаров. Действующие инструменты контроля в виде Ветеринарных сертификатов недостаточно эффективные и предоставляют нечистым на руку производителям обширные возможности для махинаций.
По итогам мониторинга рынка в 2020—2021 году ведомство выявило массовые факты подлога сырья, когда из нескольких килограмм качественного продукта выпускали тонны товаров сомнительного состава. Масштабы нарушений оценили в 18—26 % общего оборота свежей и переработанной рыбы в России. Внедрение обязательной маркировки системы «Честный ЗНАК» позволит устранить подобные манипуляции с сырьем.
В Минпромторге считают, что усиление контроля не повлияет на цены. Стоимость одного кода составляет всего 70 копеек, а технологии нанесения маркировки уже отработаны. О разрешенных способах обозначения и идентификации продукции читайте здесь.
Пока инициатива ведомства носит статус законопроекта. Но в свете заявлений правительства о планах внедрения к 2024 году полной цифровой прослеживаемости всех товаров на рынке России очевидно, что вопрос о целесообразности запуска эксперимента не стоит. Обсуждаются исключительно сроки его старта. Значит, бизнесу уже сейчас нужно начинать готовиться жить в новых условиях. Помощь в переоснащении предприятий предоставят специалисты компании «Софмикс». Их консультации бесплатны, а опыт работы позволяет находить оптимальные по цене и срокам запуска решения.
Этикетки – неотъемлемая часть упаковки и брендинга.