Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Процесс идентификации затронет всех участников рынка: от производителей до розничных продавцов. Ключевая роль в этом проекте отдана системе «Честный знак». С какого числа стартует маркировка, и как это будет выглядеть на практике? Разбираемся.
Зачем нужна маркировка
Моторные масла представлены на рынке минеральными, синтетическими и полусинтетическими разновидностями. Первые получают путем переработки сырой нефти. Они дешевле «синтетики», но при этом не рассчитаны на экстремальные температуры и нагрузки. Вторые обеспечивают лучшую защиту двигателя, устойчивы к высоким температурам и окислению, но стоят дороже. Третьи (полусинтетические) включают в себя компоненты обоих видов, и являются целесообразным компромиссом цены и качества.
Современное обозначение маркировки моторных масел производится на основании их классификации.
Производители используют следующие виды классификации:
-
ILSAC. Введена Международным Комитетом по Стандартизации и Апробации моторных масел (А – для бензиновых двигателей; B – для дизелей, E – для дизельных двигателей грузовиков),
-
SAE. Разработана Сообществом автомобильных инженеров. Основным параметром является вязкость (летние масла (SAE 40), зимние (SAE 5W), всесезонные (SAE 5W–40)).
-
ГОСТ РФ. Российский классификатор выделяет два параметра: вязкость и эксплуатационные свойства. Стандарт подразумевает 3 категории продукта: зимний, летний, универсальный.
Также используются классификации API, ACEA, IASO.
Однако подобная маркировка дает только информацию о составе и условиях эксплуатации продукта, но не позволяет отслеживать его жизненный цикл и тем более идентифицировать подделки.
В России на сегодняшний день фальсификат составляет почти 60% рынка автомасел. То есть почти каждый второй водитель использует поддельный продукт.
Цифровая идентификация решит большинство проблем, связанных с «серыми» партиями, положительно скажется на качестве продукции и даст производителям необходимую аналитику для регулирования производственных процессов и планов.
Что такое «Честный знак»
«Честный знак» или государственная информационная система мониторинга товаров (ГИС МТ) – это российская система маркировки, разработанная для борьбы с контрафактной продукцией. Второе ее назначение – защита прав потребителей на качественную продукцию. Система позволяет следить за производственными и торговыми процессами, используя уникальные цифровые коды – Data-Matrix.
Data-Matrix – это двумерный штрих-код, который может содержать разные виды информации: тексты, числа или даже бинарные данные. То есть расшифровка этого кода позволит узнать:
-
наименование продукта;
-
производителя;
-
описание;
-
цену;
-
срок годности;
-
дату изготовления и дату упаковки;
-
номер партии.
Иногда в Data-Matrix включаются ссылки на веб-сайты или QR-коды для доступа к дополнительной информации о продукте.
Каждый товар, зарегистрированный в системе «Честный знак» получает свой уникальный код, который позволяет проследить его путь от производства до продажи. Потребители могут произвести проверку подлинности товара через мобильное приложение или сайт.
Маркировка моторных масел с использованием системы «Честный знак» позволит уменьшить процент фальсификата, улучшить качество автомасел, а значит, повысит безопасность вождения на российских дорогах.
Что будут маркировать
Согласно проекту маркировке подлежат все виды автомасел: всесезонные, синтетические, минеральные. Не повлияет на это и объем упаковки. Маркироваться будут и бочки, и небольшие компактные канистры, предназначенные для розницы. Проект учел не только масло для автомобилей, но и продукцию этого же вида для других разновидностей техники. Оптовикам следует учесть, что поставка в бочках потребует использования специального оборудования для нанесения Data-Matrix. При этом, по оценке экспертов, обязанности по маркировке не повлияют на конечную стоимость продукта. Практика в отношении других товаров, показала, что увеличение цены из-за введения требований по идентификации составило не более 1%.
Нюансы проекта
Обязательная маркировка моторных масел вступит в силу 1 сентября 2025 года. Сроки уже были утверждены Правительством РФ. Как и предыдущие процессы, в отношении других товаров, идентификация в системе «Честный знак» будет проводиться поэтапно:
-
Первый этап (01.09.2025). Все участники (производители, продавцы, импортеры) должны зарегистрироваться в системе «Честный знак».
-
Второй этап (01.04.2025). Начало добровольной маркировки продукции с предоставлением данных ГИС МТ.
-
Третий этап (01.09.2025). Начало обязательной процедуры по нанесению маркировочных кодов. На товары, которые были произведены после 01.04.2025
-
Четвертый этап (01.11.2025). Вступление в силу полного запрета на хранение, ввоз или продажу немаркированных товаров. К этому времени все остатки должны быть промаркированы.
-
Пятый этап (01.04.2026). Начало обязательной маркировки при продаже через ККМ и передача в систему данных о выводе товара из оборота. На этом этапе начнется полноценный электронный документооборот, который позволит отследить полный жизненный цикл продукта.
Сам по себе процесс не так сложен, как кажется на первый взгляд.
Регистрация в сервисе начинается с создания на платформе личного кабинета. Для этого потребуется ЭЦП, которую можно сделать в ФНС.
После регистрации компания может получать сгенерированные Data Matrix для каждой единицы своего товара. Генераторы этикеток активно используют и маркетплейсы, заказывающие ярлыки для товаров, размещаемых на их платформах.
Сгенерированные коды наносятся на упаковку. Это может быть сделано с помощью этикеток, которые содержат как двухмерный штрих-код (QR-код), так и уникальный номер. Затем данные передаются в систему, где для каждого из товаров формируется отдельная карточка.
ГИС МТ, в свою очередь, позволяет отслеживать движение товаров по цепочке поставок – от производителя до конечного потребителя. Таким образом, потребители могут проверить подлинность моторного масла, а контролирующие органы следят за соблюдением законодательства. За нарушение правил маркировки моторных масел законом предусмотрены штрафы и другие меры ответственности.
Как подготовиться бизнесу
Первое, что необходимо сделать компании – это пройти регистрацию в системе «Честный знак». На официальном сайте представлен список документов. Который потребуется юридическому лицу для регистрации, а также способы получения электронно-цифровой подписи (ЭЦП).
Второй шаг – это покупка принтеров для печати Data-Matrix, а также считывающих коды сканеров. Чаще всего закупают термоэтикетировочные принтеры, которые используют термографическую печать. Также могут быть использованы принтеры на основе глубокой печати, которые обеспечат высокое качество и корректное считывание информации с этикетки. Лазерные сканеры способны считывать коды на больших расстояниях, но только при условии четкости последних.
Разместить заказ на печать этикеток с Data-Matrix можно и у сторонней организации. Это позволит сократить расходы на закупку оборудования и обучение персонала. Коды наносит производитель (реже импортер). Продавец только сканирует их при реализации продукта.
Также представителям бизнеса стоит заранее подготовить декларации соответствия и безопасности, подтверждающие качество и легальное происхождение продукта.
Маркировка моторных масел – важный шаг для рынка смазочных материалов. Она позволит защитить права, как добросовестных производителей, так и покупателей.