Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Официальная позиция правительства
1 марта 2022 года Минпромторг планирует ввести добровольную маркировку цифровой и бытовой техники. Проект постановления охватывает 26 видов товаров. Под контроль планируют взять оборот:
-
смартфонов,
-
компьютеров,
-
планшетов,
-
ноутбуков,
-
фотоаппаратов, фотокамер, оптики для них,
-
видеокамер,
-
процессоров,
-
игровых приставок,
-
камер для ПК,
-
печатных плат,
-
бытовых устройств для дома и коммерческих организаций.
В правительстве считают, что маркировка электронной продукции очистит рынок от «серого импорта», защитит потребителей от некачественных товаров и повысит конкурентную способность приборов отечественного производства.
Эксперимент продлится до 31 января 2023 года. Проводиться он будет на базе специальной информационной системы «Центра развития перспективных технологий» (ЦРПТ), которая позволит по коду находить название устройства, получать расшифровку его параметров. Технические требования платформы озвучат 28 февраля 2022 года. Участие в эксперименте добровольное. Санкции в отношении воздержавшихся не предусмотрены. Зато присоединившиеся получат возможность опробовать систему цифровой прослеживаемости товара до внедрения обязательной маркировки электронной продукции в России.
Мнение экспертов
Аналитики призывают смотреть на правительственную инициативу шире. Маркировка электронных устройств — лишь предлог для внедрения утилизационного сбора. Схожие меры контроля уже действуют в автомобильной промышленности. Здесь налог платят импортеры и отечественные производители. Последним правительство компенсирует затраты через промышленные субсидии.
Теоретически от нововведения выиграют отечественные производители электроники. Вопросы вызывают принципы классификации предприятий, алгоритмы определения размера утилизационного сбора и механизмы его возврата, а также способы, которыми должна будет ставиться маркировка на электронику. Неясно, попадут ли под льготы стартапы, компании неполного цикла или с частичным размещением производственных мощностей в России. Отработаны только технологии переноса уникальных обозначений. Идеально подойдет маркировка самоклеящимися этикетками.
Позиции участников рынка
Мнения импортеров и производителей разделились. Поставщики зарубежной продукции выступили против нововведения. Директор по связям с общественностью «Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК» Антон Гуськов считает правительственную инициативу бесполезной. По его словам, оборот цифровой аппаратуры — один из самых прозрачных сегментов рынка России. У ввозимых телефонов, планшетов есть уникальный IMEI код. Видеокамеры, компьютеры PC, комплектующие Intel и других мировых брендов имеют серийные номера, по которым можно узнать модель, характеристики, отследить изготовителя устройств.
Кроме того, импортеры уже оплачивают экологический сбор. Дополнительная маркировка электроники и связанный с ней утилизационный сбор приведут к подорожанию продукции. В свете тотального дефицита микрочипов правительственная инициатива может привести к катастрофическим последствиям для IT-сферы, отмечает Гуськов.
Директор по стратегическому развитию АО «Микрон» Карина Абагян наоборот приветствует внедрение маркировки техники. Конечно, переоснащение предприятий — это новая статья расходов, которые повлияют на конечную стоимость товаров. В перспективе же маркировка сделает отечественную электронику более привлекательной для потенциальных покупателей, отмечает Абагян. Позицию коллеги разделяет Светлана Легостаева, генеральный директор АНО «Консорциум "Вычислительная техника"». По ее мнению, потребители не заметят изменений прайсов.
В одном участники рынка едины — цены подрастут. Пока неясно насколько. Высоки риски наслоения сразу нескольких негативных факторов, таких как общая динамика мирового рынка электроники и колебания курса валют. Производителям и импортерам остается только искать пути минимизации расходов на переоснащение предприятий под требования маркировки. Получить компетентную консультацию по вопросам выбора подходящей аппаратуры можно у менеджеров «Софмикс» в Москве. Справки бесплатны, а опыт работы сотрудников компании позволяет находить оптимальные по стоимости и техническим параметрам решения для заказчиков любых направлений деятельности.
Этикетки – неотъемлемая часть упаковки и брендинга.