Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Суть метода
20 января 2023 года Минпромторг заявил о запуске нового сервиса системы маркирования «Честный ЗНАК». При считывании обозначения уникального кода кассовым аппаратом магазина программа автоматически запрашивает в онлайн-базе данных национального оператора информацию о сроке годности товара и сопоставляет полученные данные с датой проведения операции. Если маркировка продуктов питания в магазине указывает на просрочку, сервис заблокирует продажу.
Функциональность программы проверяют на молочной продукции. Пока внедрение сервиса добровольное. С августа 2023-го использование системы автоматической сверки сроков годности станет обязательным для всех розничных продавцов. Соответствующее постановление уже внесено на рассмотрение Правительства России. После испытаний работоспособности системы действие сервиса расширят на все категории товаров, которые подлежат маркировке в России. Конкретную дату запуска программы тотального контроля сроков годности продукции назовут по итогам завершения эксперимента летом этого года.
После повсеместного внедрения программы покупатели просто не смогут купить просроченный товар. Таким образом маркировка через кассу станет еще одним инструментом защиты прав потребителей, подчеркнули в Минпромторге.
Мнение бизнеса
Первым о присоединении к эксперименту по контролю сроков годности товаров на полках заявил «Магнит». До конца зимы ритейлер планирует внедрить сервис во всех из 27 тысяч магазинов сети. Согласно официальному заявлению пресс-службы «Магнита», использование технологии позволит повысить качество обслуживания покупателей. Маркировка через кассу исключит риск продажи просроченных товаров, которые оказались на полке по ошибке или не были вовремя убраны сотрудниками магазина.
Другие крупные ритейлеры пока воздерживаются от комментариев по новой инициативе Минпромторга. В неофициальных беседах с журналистами руководители компаний заявляют, что действующая с 2021 года маркировка товара в магазине обеспечивает должный контроль качества. Бизнес только начал оправляться от требований к работе в условиях ковидных ограничений, таких как решения для разметки социального дистанцирования и график смены масок персонала. Еще не ясно, какие меры параллельно придется внедрять для функционирования новой программы Минпромторга, подчеркивают ритейлеры.
Впрочем, представители бизнеса понимают неизбежность запуска обязательной системы контроля сроков годности. Заявления «Магнита» о том, что маркировка в розничном магазине будет проверяться по новой технологии едва ли не с первых дней запуска сервиса, считают пиаром на актуальной для потребителей теме.
Прогнозы экспертов
Председатель правления АКОРТ Игорь Караваев разделяет опасения бизнеса. По словам эксперта, ужесточение мер контроля над просрочкой — важная мера повышения качества предлагаемых потребителям товаров. При этом механизм контроля должен работать очень быстро, чтобы не увеличивалось время отклика системы на запрос и, как следствие обслуживания покупателей в целом.
В противном случае на кассах выстроятся очереди. Тогда ритейлерам придется или дополнительно нанимать продавцов, или кардинально модернизировать действующее оборудование и программы. Оба варианта означают увеличение расходов на ведение бизнеса, которые будут включены в стоимость товаров на полке.
Неизбежность сбоев на кассе прогнозирует гендиректор национального союза производителей молочной продукции «Союзмолоко» Артем Белов. Наибольшие риски зависания программ эксперт предрекает малой рознице. Если раньше, чтобы продавать товары, небольшим магазинам было достаточно недорогих кассовых аппаратов с ограниченным функционалом, теперь имеющиеся в их распоряжении технические возможности не обеспечат необходимую скорость обслуживания клиентов.
Крупные ритейлеры смогут распределить финансовую нагрузку и относительно спокойно перейти на новые правила работы. Мелких операторов рынка ждет очередная проверка на прочность сравнимая с временами, когда из продажи исчезла краска для нанесения разметки, а контролеры требовали соблюдения всех правил торговли в условиях ковида, считает Белов.
Позиция Роспотребнадзора
В ведомстве подчеркивают, что с момента введения в 2021 году маркировка товара в магазине уже позволила достичь положительных результатов по целому спектру направлений:
-
Выведение из оборота контрафактной продукции
-
Обеспечение равных условий работы для всех операторов рынка
-
Эффективность логистических цепочек в части планирования закупок товаров на склад
Результативность программы отмечают по всем категориям товаров, которые подлежат обязательной маркировке по состоянию на 1 марта 2023 года. Контроль сроков годности через DataMatrix коды позволит исключить из продажи просроченную продукцию, отметили в Роспотребнадзоре.
Также в ведомстве напомнили о последствиях реализации товаров с истекшим сроком годности. Согласно ст. 14.43 КоАП в редакции от 24.09.2022, нарушение регламентов обращения изделий может нанести тяжкий вред здоровью потребителя. Размер штрафов по данной статье достигает 1 млн руб.
По состоянию на 1 апреля 2023 года производители и импортеры обязаны маркировать лекарства, фотоаппаратуру, шины, текстиль, обувь, БАДы, велосипеды, шубы, парфюмерию, молочную продукцию, слабоалкогольные напитки и медицинские изделия, включая антисептики. На очереди очистители воздуха, хирургические стенты, урологические товары, ортопедические стельки и обувь.
Компания «Софмикс» постоянно работает над повышением эффективности решений для маркировки. Ассортимент включает принтеры, сканеры, расходные материалы для бизнеса любых масштабов. Также в каталоге представлены специфические товары, а именно: разметочная краска, бирки для маркировки товаров легкой промышленности, ярлыки для кабельной продукции или металлопроката. Имеющийся опыт позволяет менеджерам компании разрабатывать проекты комплексного оснащения предприятий с учетом их сферы деятельности и запланированных бюджетов.
Источник: честныйзнак.рф.