Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Почему не сбылись пессимистические прогнозы экспертов?
В свое время обязательная маркировка молочной продукции в РФ через систему «Честный ЗНАК» стала поводом для бесконечных дискуссий. Ряд экономистов предсказывали резкое повышение цен на 40—50 %, критичное падение потребительского спроса и банкротство не менее трети мелких производителей.
Реальность оказалась совершенно другой. Даже в условиях проблем с поставками тетрапаков, закрытием путей для экспорта продукции за рубеж и тратами на внедрение системы маркировки по итогам первого полугодия 2022 года сырьевой сектор и товарное молоко продемонстрировали рост в 2.9—3 % в сравнении с показателями 2021-го. Такие данные привел управляющий партнер Agro&Food Communications Илья Березнюк.
По его словам, среди всех вызовов наименьшей проблемой для производителей стала именно маркировка молочной продукции, последние новости о позитивной динамике объясняются влиянием на рынок сразу нескольких факторов:
-
Укрепление рубля. Как следствие, упали цены на корма и, соответственно, снизилась себестоимость товаров.
-
Изменение предпочтений покупателей. Многие перешли с дорогих кисломолочных продуктов на более доступное цельное молоко, производство которого за отчетный период пришлось ощутимо нарастить.
-
Изменение конъюнктуры рынка. Зарубежные бренды ушли, освободив целые ниши для российских торговых марок.
Илья Березнюк считает, что сейчас наметилась тенденция на восстановление рациона потребителей. Осторожный оптимизм внушают показатели продаж сыров, творожных десертов, йогуртов и молочных коктейлей. Цены на эти позиции стабилизировались на уровне прошлогодних показателей. Вопреки прогнозам маркировка молочной продукции для розницы не оказала существенного влияния ни на средний чек россиянина, ни на расходы предприятий.
При этом качество выросло товаров. Из состава многих продуктов исчезло пальмовое масло и другие растительные заменители молочного жира с канцерогенными свойствами. Возможность проверки соответствия заявленного и фактического содержимого упаковки посредством сканирования через смартфон QR-кода изделия прямо у прилавка изменила правила конкуренции среди участников рынка. «Честный ЗНАК», маркировка молочной продукции позволили добросовестным брендам потеснить махинаторов. Теперь между прямым обманом с риском потери покупателя и повышением качества товара производители выбирают второе.
Банкротство мелких производителей отменяется?
Еще один не сбывшийся прогноз экономистов — это разорение мелких крестьянских хозяйств. Экономисты-скептики были уверены, что малый бизнес не выдержит издержек, которых требует новая маркировка молочной продукции и сопряженные с ней закупки специфического оборудования и модернизации систем учета. Считалось, что переоснащение обойдется каждому предпринимателю от 300 тыс. до полумиллиона рублей — неподъемная сумма для большинства фермеров.
В Правительстве РФ оценили сложность ситуации и скорректировали сроки окончания завершающего этапа цифровизации розничного оборота молочки. Если изначально планировали взять под полный контроль торговлю по отрасли до декабря 2023 года, то согласно новому Постановлению Минпромторга, упрощенный порядок маркирования будет действовать вплоть до 1 июня 2025-го. Таким образом у фермеров появляются дополнительные полтора года на адаптацию работы под требования законодательства и распределение расходов на переоснащение предприятия.
Кроме того, с 1 до трех дней увеличили сроки передачи данных о кодах и объемах продукта через систему электронного документооборота. Аналогичные послабления приняты в отношении заведений общепита, деятельность которых связана с реализацией расфасованных товаров из подотчетных категорий.
О маркировке молочных продуктов
Маркировка молочной продукции уникальными DataMatrix-кодами «Честного ЗНАКа» была внедрена Минпромторгом РФ как средство защиты интересов потребителя и контроля отрасли в целом. Метки наносят непосредственно на упаковку или самоклеящиеся этикетки так, чтобы они не закрывали основные сведения о товаре (название, состав, энергетическая ценность, сроки годности, наименование бренда и место производства). Кодировка должна быть стойкой, контрастной, хорошо различимой для сканеров.
Согласно Постановлению Правительства России № 836 от 29.06.2019, программа цифровизации оборота по отрасли включала несколько этапов:
-
С 20.01.2021 — вступило в силу правило маркировать молоко и готовую продукцию из него. В пояснительной записке к законодательному документу приведено, что входит в перечень масло, кефир, йогурты, творог.
-
С 01.12.2021 — подлежат цифровой идентификации молочные продукты промышленного производства со сроком хранения более 40 суток (сыры, мороженое).
-
С 01.01.2022 — расширение действия программы на товары со сроком хранения менее 40 суток.
-
До 01.06.2025 — подключение к обязательному цифровому учету продаж частных фермерских хозяйств.
Среди представителей Минпромторга распространено мнение, что это не последняя корректировка сроков внедрения программы. Сейчас чиновники ведомства опираются на негативные прогнозы о замедлении экономики страны и падении ВВП на 5—7 % в ближайшие полтора года. Лишь к концу 2024 года ожидается стабилизация ситуации и выход на 2%-ный рост. Именно из расчета на стойкий экономический подъем в 2025-м и были сдвинуты сроки. Если тенденции изменятся, соответствующим образом пересмотрят и окончательные даты программы.
Потребители признаются, что все чаще при изучении товара на полке основополагающим критерием выбора становится маркировка молочной продукции, новости по статистике приложения «Честный ЗНАК» подтверждают эти заявления. Ежемесячно показатели количества скачивания программы и проведенных пользователями сканирований достигают шестизначных цифр. При этом чиновники отмечают повышение налоговых отчислений в бюджет от продаж молочных продуктов. Значит, работа системы выгодна всем участникам рынка.
Сократить расходы на маркирование помогут эксперты компании «Софмикс» из Москвы. Их консультации бесплатны, а опыт оснащения предприятий будет полезен как крупным производствам, так и небольшим частным предприятиям.
Источник:
Этикетки – неотъемлемая часть упаковки и брендинга.