Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Какая информация должна быть на этикетке товара общего назначения?
Законом за потребителем закреплено право получать полные, достоверные и однозначно понимаемые сведения о товаре. Для каждой категории продукции существуют особые требования к содержанию бирки. Обязательная информация на этикетке товара любого назначения включает следующие блоки:
- Наименование
- Основные потребительские свойства (сорт, вес, габариты, т. п.)
- Сведения о производителе (название предприятия, локация производственных мощностей, контакты и адрес для приема претензий)
- Дата выпуска и временные рамки допустимого использования
- Правила эксплуатации
Информация на этикетке товара должна хорошо читаться и сохраняться на протяжении всего срока годности изделия. Данные приводят на русском. Допустим перевод на языках народов РФ. Продукцию для экспорта за рубеж оформляют на языке конечной точки назначения.
Обязательство купить этикетки и нанести на них предусмотренные законом сведения возлагается на производителя или импортера. Под исключение подпадают переупакованные товары. Например, нарезки сыров или товары на развес, реализуемые в розничных сетях. В этом случае ярлык должен клеить ритейл. Отсутствие обязательных сведений о продукции или недостоверные данные являются основанием для наложения штрафа как на изготовителя, так и на магазин.
Что должно быть на этикетке товара продовольственной группы?
Оформление продуктов питания регламентируется ГОСТ Р 51074-2003, техническим регламентом ТР ТС 022/2011, Постановлением Правительства РФ № 1575 от 27.12.1996, Федеральными законами о защите прав потребителей и безопасности пищевых продуктов. Согласно нормативам, обязательная информация на этикетке должна содержать:
- Название, наименование изделия.
- Полные данные о производителе.
- Исчерпывающий состав с детализацией об ингредиентах, перечисленных в порядке убывания.
- Товарный знак, сведения об его исключительном правообладателе.
- Стандарт производства (ТУ, ГОСТ).
- Вес, количество. Информация, наносимая на этикетку товара с хранением в жидкости, обязательно должна содержать общую массу содержимого емкости и фактического продукта. Допустимо указание веса в граммах, килограммах. Объема в миллилитрах, литрах, кубических сантиметрах или других десятеричных метрических единицах.
- Дата выпуска, условия и срок годности в закрытом виде и после вскрытия упаковки.
- Особенности употребления.
- Специфические знаки (символы ЕАС, систем добровольной сертификации).
Важно понимать, что название и наименование — это разные термины. Наименование относится к точным характеристикам продукта. Оно описывает его базовые свойства. Например, «хлебобулочное изделие», «восстановленный сок», «сублимированные фрукты», «пастеризованное молоко», «молотый» перец или кофе. Название допускает использование фантазийных слов с применением нестандартных символов или букв латиницы. При этом в информации на этикетке наименование и название прописывают рядом: «сливочное масло Кубаночка», «томатный соус Краснодарский», «сельдь слабосоленая Дары Морей ».
В составе указывается энергетическая и пищевая ценность в БЖУ, калорийность, витамины, использованные при производстве красители, ароматизаторы, пищевые улучшители и другие компоненты, влияющие на качество или безопасность продукта. Кроме того прописывают наличие добавленной воды в виде рассола или маринада. Также помечают использование кофеина, ГМО, возможные включения аллергенов (глютена, орехов, морепродуктов, аспартама, фениланила, т. п.). Потенциально опасные вещества наносятся, если их содержание превышает 10 мг на 1 кг или 1 л.
Особые требования выдвигаются к обозначению срока годности. Его приводят или в виде предельной даты допустимого употребления продукции «годен до», или периода хранения в сутках, которые отсчитывают с момента изготовления.
Упаковку для продуктов питания изготавливают исключительно из нетоксичных материалов. Соответствующий знак размещают на товаре.
Какую информацию указывать на этикетке для одежды?
Маркирование швейных изделий регулирует ГОСТ 10581 и ФЗ № 2003-1 от 07.02.92 в редакции от 05.12.2022. Правила предписывают указывать на бирках текстиля, обуви и верхней одежды следующие параметры:
-
Модель, артикул
-
Производитель
-
Размер
-
Рекомендации по уходу
Заказать этикетки необходимо как промышленным производителям, так и частным ателье. Реализация изделий без ярлыков нелегальна и наказывается в соответствии с КоАП РФ.
Необязательно, но рекомендуется наносить на ярлык сырьевой состав вещи, товарный знак производителя, дату пошива, штрих-код, особые свойства. С внедрением системы цифрового контроля оборота товаров на российском рынке «Честный ЗНАК» на изделия из меха, товары легкой промышленности с 01.01.2021 обязательно нанесение уникальных DataMarix кодов. В них зашифрованы полные сведения о жизненном цикле товара от использованного при производстве сырья до момента продажи потребителю или списания в связи с истечением срока годности.
Что должно быть на этикетке других категорий товаров?
Помимо производителя и цены для реализации продукции регламентами предусмотрена необходимость нанесения особых сведений, которые позволят потенциальным покупателям оценить потребительские свойства изделия. У каждой категории товаров подразумеваются свои параметры.
Наименование изделия |
Какая информация должна быть на этикетке товара |
Парфюмерия, косметика |
Назначение, заявленный эффект, способ применения, состав, противопоказания, данные о госрегистрации. |
Фармацевтическая продукция |
Состав, дозировка, дата выпуска, партия, правила отпуска, сведения о госрегистрации. |
Товары домашнего обихода |
Марка, артикул, модель, материал изготовления, цвет, технические характеристики (мощность, рабочее напряжение, т. п.) |
Бытовая химия |
Назначение, состав, особенности применения, условия хранения, номер техсвидетельства с датой регистрации. |
Стройматериалы |
Базовые характеристики, такие как габариты, вес, сорт, калибр фракции, наличие примесей, вид обработки. |
Драгоценности |
Категория металла, проба, размер, артикул, технология обработки, категория декоративных элементов (эмаль, драгоценные камни, жемчуг, т. п.). |
Для идентификации каждой категории товаров используют особый вид этикеток. Драгоценности маркируют ярлыками-гантельками, кабельную продукцию — навесными «флажками», а стройматериалы — синтетическими стикерами. Заказать этикетки самоклеящиеся стоит для приведения в соответствие с действующими стандартами упаковки медикаментов, бытовой техники, шин, табака, канцелярии, посуды, садового инвентаря.
О шрифтах, маркировке и кодах
В сентябре 2018 года в технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» ТР ТС 022/2011 были внесены правки, суть которых заключалась в уточнении критерия удобочитаемости и разборчивости шрифтов. Согласно изменениям, требованиям соответствует шрифт контрастного фону цвета. Основные параметры указывают символами высотой не менее 2 мм. К ним относится наименование, название, вес. Состав, срок годности, условия хранения допускается приводить шрифтом с высотой символа до 0.8 мм.
Размер упаковки ряда товаров не позволит разместить все сведения в соответствии с обозначенными законом правилами. В этом случае для предоставления потребителю необходимой информации целесообразно использовать QR-код — последовательность квадратов и точек, в которой может содержаться до 15 мегабайт данных. Технология повсеместно используется в счетах для оплаты коммунальных услуг, маркировки миниатюрных товаров.
Методика доказала свою эффективность, поэтому была взята на вооружение национальным оператором маркировки «Честный ЗНАК». Программа по нанесению на товары уникальных кодов действует в России с 2019 года.
По состоянию на апрель 2023 года уникальные цифровые идентификаторы обязательны для следующих товаров:
-
Фармацевтические препараты и медицинские изделия (ортопедические стельки, шунты, урологические приспособления)
-
Фототехника и оптика к ней
-
Продукция легкой промышленности
-
Обувь
-
Парфюмерия
-
Пиво и слабоалкогольные напитки
-
Бутилированная вода
-
Молочная продукция
-
Покрышки
-
Табак
Завершены эксперименты по маркировке БАДов, инвалидных колясок, антисептиков, велосипедов.
Запрещенная к размещению информация
Законами предусмотрен запрет на использование на этикетках сведений, которые могут ввести потребителя в заблуждение. Нельзя упоминать об ингредиентах, не указанных в составе, или лечебных свойствах, не доказанных научными исследованиями. Так, если в начинке кексов нет ягод черники, то и называть их «черничными» запрещено. Допустимой является формулировка «с ароматом черники». Аналогично нельзя маргарин назвать сливочным маслом.
Отдельно контролирую заявленный и фактический вес продукции. Параметры должны совпадать.
Недопустимым является указание на упаковке «экологически чистый», «витаминизированный», «органический», «выращенный без пестицидов» и им подобных свойств, которые не подтверждены соответствующими сертификатами производителя.
Штрафы
За отсутствие данных об изготовителе размер взыскания составляет от 1500 для физических лиц и до 40 тыс. руб для предприятий. За пренебрежение правилами размещения другой обязательной информации придется заплатить от 300 до 30 тыс. руб. Несоответствие приведенных на этикетке данных и фактических сведений предполагает наложение штрафа до 5 тыс. руб. на физическое лицо и 500 тыс. руб — на компанию.
Что должно быть указано на этикетке для маркетплейса?
Интернет площадки дополняют законодательные требования к этикеткам собственными правилами. Для продаж через Ozon на бирке помимо основных сведений о происхождении товара необходимо указать способ доставки (курьер, пункт выдачи), количество упаковок в заказе, склад отгрузки изделия, номер приемочного пункта и внутренний линейный штрих-код для идентификации посылки. Если товар хрупкий, это также помечают на упаковке специальным символом.
Wildberries особое внимание уделяет бар-кодам. Номер должен содержать не более 20 символов, из которых страна производитель обозначена 3 цифрами, код завода — 6, шифр самого продукта — 3, а на контрольный элемент выделен 1 знак. Бар-код генерирует платформа маркетплейса.
От того, какую информацию содержит этикетка, зависит здоровье потребителя. Вот почему законы строго регламентируют каждый символ на упаковке. Разработать макет бирки и подобрать материалы для печати помогут специалисты компании «Софмикс». Все консультации бесплатны.