Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
По результатам проверок 150 лиц выписано 35 штрафов.
Официальные данные
Статистика по итогам проверок оборота бутилированной воды за 2022 год предоставлена Прокуратурой РФ в ответ на запрос депутата Госдумы VIII созыва от партии «Единая Россия» Сергея Лисовского. Согласно отчету, за предыдущий год контролеры проверили 150 субъектов хозяйственной деятельности, специализирующихся на производстве соответствующей продукции.
Маркировка питьевой воды отсутствовала или была нанесена с нарушениями законодательства, потребительских норм и правил санитарно-эпидимиэлогического благополучия более чем в 50 случаях. По итогам проверки в отношении 35 лиц составлены предписания о привлечении к дисциплинарной и административной ответственности.
Также Прокуратура привела статистику по ряду регионов России. В Чеченской Республике обязательная маркировка бутилированной воды отсутствовала у двух производителей-юридических лиц и трех индивидуальных предпринимателей. По материалам проверки нарушителей привлекли к административной ответственности по 1 ч. 1ст. 15.12 КоАП РФ. С них взыскали штрафы на совокупную сумму 25 тыс. рублей. Продукцию без требуемых средств идентификации конфисковали.
Аналогичные нарушения выявлены в Пермском крае. На основании предписаний Прокуратуры двое производителей завершили внедрение системы маркировки на предприятиях и привели в соответствие с законодательством технологию нанесения на продукцию уникальных идентификаторов. К нарушителям применены меры дисциплинарной ответственности.
Напомним, что промышленная маркировка предполагает нанесение на упаковку каждой единицы товара уникальных идентификаторов в виде Data Matrix кодов, которые регистрирует национальная система «Честный ЗНАК». Стоимость одной метки составляет 50—70 руб. в зависимости от категории товара. Регистрация в программе бесплатна.
Маркировка воды на страже интересов потребителей
Глава Общественной потребительской инициативы (ОПИ) Олег Павлов заявил о необходимости масштабирования на другие направления отрасли практики поэкземплярного учета товаров при помощи уникальных идентификаторов. Исследования рынка напитков экспертами Роскачества выявили несоответствие органолептических свойств продукции заявленным производителем параметрам в 60% образцов тархуна и томатного сока, а также почти у 40% морсов и яблочных соков.
Надзорные органы выявляли в напитках следующие нарушения:
- Наличие в составе пестицидов, спор плесневых грибов
- Превышение допустимого уровня канцерогенов
- Подмена ингредиентов
Например, в ряде образцов вместо сахара нашли заменитель, а вместо фруктов — неидентифицируемую массу. Некоторые из обнаруженных веществ относятся к особо токсичным канцерогенам. Поскольку основные потребители напитков — дети, несоответствия заявленного и фактического состава представляют реальную угрозу для жизни и здоровья покупателей.
Маркировка упакованной воды уже доказала свою эффективность в части контроля над оборотом продукции на рынке в условиях запрета на проверки малого бизнеса. Аналогичные меры необходимы и для напитков, считают в Национальном союзе защиты потребителей. Кроме подмены состава надзорные органы начали выявлять факты выпуска контрафактной продукции западных брендов, которые покинули российский рынок в 2022 году.
Так в ряде магазинов страны в продажу поступили товары Black Classic бренда Coca-Сola. Производителем продукции значился ООО «Костромской Пивобезалкогольный Завод». При проверке выяснилось, что компания не имеет отношения к выпуску обозначенных напитков. Их происхождение осталось неизвестным. Тотальная маркировка товаров обеспечит полную прослеживаемость всех этапов жизненного цикла продукции от изготовления до фиксации даты и места продажи.
Перспективы маркирования
Представители Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции (ННЦК) выступают за сокращение обозначенных Правительством РФ сроков расширения перечня товаров, подлежащих цифровой идентификации в соответствии с новым этапом программы «Честный ЗНАК».
Сейчас маркировка воды обязательна для продукции с кодами ТН ВЭД 2201, включая 2201 10 и 2201 90 000 0. Это газированная и негазированная, природная и купажная минеральная, столовая и лечебная вода. Под исключение внесена детская вода, а также продукция, которую граждане ввозят для личного потребления.
До февраля уникальные коды выводились из оборота продавцом вручную. Маркировка воды с марта 2023 года стала автоматически списываться при розничной продаже товара через онлайн-кассу магазина.
Сейчас в Правительстве РФ обсуждают вопрос распространения практики поэкземплярного учета на газированные напитки и соки. Инициативу внес заместитель директора ННЦК Байсолт Хамзатов.
В ассоциации «Антиконтрафакт» считают, что маркировка воды и газированных напитков поддержит добросовестных производителей, дисциплинирует остальных участников рынка, усилит защиту прав потребителей.
Озвученные сроки маркирования
Требование маркировать упакованную бутилированную минеральную воду вступило в силу 1 декабря 2021 года. С марта правило распространилось на питьевую воду в бутылках. В ноябре 22-го внедрили обязательный объемно-сортовой учет продукции. Соответствующие сведения начали вносить в накладные, включая универсальные передаточные документы для электронного бухгалтерского оборота. Зашифрованное обозначение должно содержать сведения о составе, происхождении, производителе и сроках годности товара.
Эксперимент по маркировке безалкогольных напитков начнется в России 15.05.2023 и продлится вплоть до 01.02.2024. Эксперты прогнозируют, что цифровые идентификаторы для продукции внедрят одновременно с требованием их внесения в накладные ЭДО.
Отметим, что отсутствие регистрации производителя или импортера в системе «Честный ЗНАК», реализация товаров без должного маркирования влечет наложение штрафа в размере до 10 тыс. руб для должностных лиц и до 300 тыс. руб — для юридических.
Получить бесплатную консультацию по вопросам внедрения маркировки на производстве можно у специалистов компании «Софмикс» из Москвы. Обращения принимаются по электронной почте и многоканальным номерам телефонов.
Источник: честныйзнак.рф.